Главная\Документы\Для учителя русского языка и литературы При использовании материалов этого сайта - АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Урок русской литературы на тему: "Диалог на основе текста"(по произведению Н.В.Гоголя "Шинель") Урок русской литературы разработала и прислала: Мазютова О.М., учитель русского языка и литературы, Клементейкинской средней школы, Альметьевского района РТ Разработка урока на тему: "Диалог на основе текста" (по произведению Н.В.Гоголя "Шинель")
Цели урока: - 1) развитие устной речи и творческих способностей учащихся;
- 2)формирование умения и навыков анализировать и составлять диалоги, опираясь на художественный текст;
- 3) воспитание чувства милосердия, сострадания и гуманности.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного). Вид урока: урок - практикум. Оборудование: - 1) критическая статья "Выражение диалогическое и монологическое" (статья напечатана на отдельных листочках);
- 2) иллюстрации к страницам повести;
- 3) стенд "Сегодня на уроке" (Краткая схематическая запись критической статьи );
- 4) карточки с диалогами о герое;
- 5) рабочие тетради;
Оформление на доске: - 1) название темы урока;
- 2) измененный диалог с использованием синонимичных глаголов и выражений (Разговор Акакия Акакиевича с Генералом)
Ход урока I. Орг. момент. Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим наш разговор о диалоге. Скажите, пожалуйста, что вы знаете о диалоге? Дети: Разговор (беседа) двух или более людей. Диалог представляет собой ряд реплик. Обмен реплик происходит естественно, непринужденно, без предварительного обдумывания, если, конечно, это не диалог в пьесе или прозаическом произведении. Учитель: Что такое монолог? Что вы знаете о монологе? Дети: Монолог - речь одного человека. Монолог требует подготовки, строгой последовательности, придуманной организации языкового материала. Учитель: Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы научиться составлять диалог, опираясь на литературный текст. Мы с вами обратимся к произведению замечательного русского писателя Н. В. Гоголя "Шинель". Для реализации нашего плана мы должны решить следующие задачи: - а) научиться различать диалог от монолога.
- б) проанализировать диалоги в повести "Шинель".
- в) попытаться самостоятельно составить воображаемый диалог персонажей повести, опираясь на повесть Н. В. Гоголя "Шинель".
II. Изучение статьи "Выражение диалогическое и монологическое". Учитель: 1. Перед вами статья, внимательно прочитайте ее и постарайтесь схематически записать новые для вас сведения о диалоге. (Ученики читают статью). - Словесное выражение может осуществляться в диалогической или монологической форме. В диалоге (греч. dialоgos - разговор, беседа ) каждое высказывание- реплика (франц.repligue - ответ, возражение) -адресуется непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и четко связывается с ситуацией. В силу этой реплики в диалоге бывают относительно краткими, в них не используются сложные синтаксические конструкции. Если в обмене репликами участвуют более двух собеседников, то такую форму словесного выражения называют полилогом. (греч. polu - много+ logos). В противоположность диалогу монолог (греч.monos -один+ logos) не направлен непосредственному собеседнику и не рассчитан на его ответную словесную реакцию; тематика монолога может быть неограниченно широкой и может меняться в процессе его развертывания, а ситуация, в которой осуществляется монолог, может быть обозначена, а может быть, и не обозначена. Поэтому монолог бывает относительно протяжным, разнообразным по словарному составу, в нем используются различные, в том числе и самые сложные синтаксические конструкции. Обратим внимание на очень важное обстоятельство: следует различать диалог и монолог как две главные исторически сложившиеся разновидности языкового употребления, лежащие в основе разговорного и литературного языков, и диалог и монолог как формы построения текста литературных произведений. Диалоги (полилоги) и монологи героев мы находим, прежде всего, в пьесах. Обычны они и в повествовательных предложениях. Диалоги и монологи в художественной литературе, кроме указанных выше отличительных свойств, должны по языковым особенностям соответствовать образам персонажей, соотноситься с изображаемой средой, и потому могут очень разнообразны по словарному составу, синтаксическому построению и передаче произносительных особенностей (или отсутствию такой передачи). Надо подчеркнуть, что монологическая форма словесного выражения в литературных произведениях, в том числе и в большинстве художественных произведений, является основной, главной, органически им присущей. А диалог в художественном тексте есть форма воспроизведения, литературного изображения "естественного" разговора. И как бы ни было приближено такое изображение к разговорной реальности, оно всегда остается в известной мере условным, потому что главное в нем - не копирование действительности, а воплощение художественного замысла автора. В заключение разговора о диалогической и монологической речи, заметим, что в форме диалога могут строиться не только пьесы, но и философские, критико - публицистические и другие, в том числе и стихотворные произведения. Н-р: А. С. Пушкин "Разговор книгопродавца с поэтом", М. Ю. Лермонтов "Журналист, читатель и писатель", Н.А. Некрасов "Поэт и гражданин". Впрочем, в такого рода произведениях представлено скорее чередование монологов, чем обмен репликами. 2.Дети составляют схематическую запись в тетради, а один учащийся выполняет задание у доски.
Приблизительно это выглядит так: Затем учащиеся сверяют свои записи с записями на доске (открывается стенд "Сегодня на уроке"), дополняют их, если возникает необходимость. 3.Размышление над новыми знаниями: - - Что такое диалог?
- - Чем диалог отличается от полилога?
- - Назовите существенные различия между диалогом и монологом?
- - На что направлен диалог? (На непосредственного собеседника и на его словесную реакцию).
- - Чем ограничивается диалог? (Тематикой разговора).
- - Чем "смазывается" диалог? (Четко связывается с ситуацией).
- - Используются ли в диалогах сложные синтаксические конструкции? (Нет).
- - Где мы чаще всего встречаем диалоги? (В жизни и в пьесах).
- - Должны ли диалоги в художественной литературе по своим художественным особенностям соответствовать образам персонажей, соотноситься с изображаемой средой? (Да).
- - Монологическая или диалогическая форма является основной, главной в литературных произведениях? (Монологическая).
- - Является ли диалог в художественном тексте формой воспроизведения, литературного изображения "естественного" разговора? (Да).
4.Работа с текстом. Учитель: Дома вы должны были выписать на карточки диалоги из повести Н. В. Гоголя "Шинель". Сколько диалогов в данной повести? Дети: Два. Разговор Акакия Акакиевича с Петровичем и разговор Акакия Акакиевича с Генералом. Учитель: Прочитайте, пожалуйста, диалог Акакия Акакиевича с Петровичем. ( Три ученика читают по ролям, а также демонстрируют иллюстрации к тексту). - Здравствуй, Петрович! - Здравствовать желаю, сударь, - сказал Петрович и покосил свой глаз на руки Акакия Акакиевича, желая высмотреть, какого рода добычу нес. - А я вот к тебе, Петрович, того… Нужно знать, Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того…" - а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил. - Что ж такое? - сказал Петрович и обсмотрел в то же время своим единственным глазом весь вицмундир его, начиная с воротника до рукавов, спинки, фалд и петлей, что все было ему знакомо, потому что было собственной его работы. Таков уж обычай у портных: это первое, что он делает при встрече. - А я вот того, Петрович… шинель -то сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того.. на спине, да еще вот на плече в одном немного попротерлось, да вот на этом плече немножко - видишь вот и все. И работы немного… - Нет, нельзя поправить: худой гардероб! У Акакия Акакиевича при этих словах екнуло сердце. - Отчего же нельзя, Петрович? - сказал он почти умоляющим голосом ребенка, - ведь только всего что на плечах поистерлось, ведь у тебя есть же какие -нибудь кусочки… - Да кусочки-то можно найти, кусочки найдутся, - сказал Петрович, - да нашить -то нельзя: дело совсем гнилое, тронешь иглой - а вот уж оно ползет. - Пусть ползет, а ты тотчас заплаточку. - Да заплаточки не на чем положить, укрепиться ей не за что, подержка больно велика. Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится. - Ну, да уж прикрепи. Как же этак, право, того!.. - Нет, - сказал Петрович решительно, - ничего нельзя сделать. Дело совсем плохое. Уж вы лучше, как придет зимнее холодное время, наделайте из нее себе онучек, потому что чулок не греет…а шинель уж, видно, вам придется новую делать… Учитель: Прочитайте, пожалуйста, только реплики героев. (Дети читают по ролям -2 ученика) - Здравствуй, Петрович! - Здравствовать желаю, сударь, - Что ж такое? - А я вот того, Петрович… шинель -то сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того.. на спине, да еще вот на плече в одном немного попротерлось, да вот на этом плече немножко - видишь вот и все. И работы немного… - Нет, нельзя поправить: худой гардероб! - Отчего же нельзя, Петрович?... - ведь только всего что на плечах поистерлось, ведь у тебя есть же какие -нибудь кусочки… - Да кусочки -то можно найти, кусочки найдутся,… - да нашить -то нельзя: дело совсем гнилое, тронешь иглой - а вот уж оно ползет. - Пусть ползет, а тотчас заплаточку. - Да заплаточки не на чем положить, укрепиться ей не за что, подержка больно велика. Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится - Ну, да уж прикрепи. Как же этак, право, того!.. - Нет,… ничего нельзя сделать. Дело совсем плохое. Уж вы лучше, как придет зимнее холодное время, наделайте из нее себе онучек, потому что чулок не греет…а шинель уж, видно, вам придется новую делать… Учитель: Что ушло вместе с авторскими ремарками? Что необычное заметили? Дети: Не всегда понятно без пояснения автора, кто говорит. Без авторских замечаний тяжело передать интонацию, чувства, которые испытывают герои, т.е эмоциональный фон разговора смазывается. Необычно то, что создается ощущение подслушанного разговора, диалог теряет произносительные особенности. Учитель: Обратите внимание, как выделяется диалог на письме? Дети: Перед репликой ставится тире, а в остальном оформляется так же, как и при прямой речи. III. 1. Лингвистический эксперимент. Учитель: А сейчас, ребята, давайте обратимся ко второму диалогу - это разговор Акакия Акакиевича с Генералом. Попробуем заменить глаголы в диалоге современными синонимичными глаголами или синонимичными выражениями и посмотрим, изменится ли от этого смысловое значение, потеряет ли текст художественную выразительность или нет. Дети подбирают синонимы и синонимичные выражения. - продолжал - говорил после, затем сказал
- не знаете - не в курсе, не ведаете..
- водятся - делаются, стряпаются, решаются..
- должны - обязаны…
- пошла - поступила…
- передана - доставлена…
- доставил - передал, дал в руки…
- сказал - молвил, выговорил…
- вспотел - покрылся испариной, стал мокрым…
- собрать - соединить…
- осмелился - набрался мужества…
- набрались - взяли…
- распространилось - разошлось
- знаете - знакомы, осведомлены…
- мог называться - имел возможность…
- говорите - молвите, высказываете
2. Составление диалога. Учитель: 1.Попробуйте восстановить диалог, глаголы замените вашими синон. глаголами и синонимичными выражениями (текст диалога записан на доске - один ученик выполняет работу у доски). - Что вы, милостивый государь,- затем сказал он отрывисто, не знаете порядка? Куда вы зашли? Не в курсе, как делаются дела? Об этом вы бы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она поступила бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом доставлена была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне… - Но, ваше превосходительство, - молвил Акакий Акакиевич, стараясь соединить всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и, чувствуя в то же время, что он покрылся испариной ужасным образом, - я ваше превосходительство набрался мужества утрудить потому, что секретари того… ненадежный народ… - Что, что, что? - выговорил значительное лицо. - Откуда вы взяли такого духу? Откуда вы мыслей взяли? Что за буйство такое разошлось между молодыми людьми против начальников и высших! Учитель задает следующие вопросы: - - Какие ошибки вы заметили по содержанию?
- - Правильно ли составлен диалог?
- - Чем данный диалог отличается от авторского?
- - Назовите его отрицательные стороны.
( Дети делают вывод о том, что текст стал более современным, потерял историческую достоверность, утратил художественную ценность, что слова Н В. Гоголя более уместны в данном тексте.) IY.Дети восстанавливают текст Гоголя. (2-3 ученика). - Что вы, милостивый государь,- продолжал он отрывисто, не знаете порядка? Куда вы зашли? Не знаете, как водятся дела? Об этом вы бы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне… - Но, ваше превосходительство, - сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и, чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом, - я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того.. ненадежный народ… - Что, что, что? - сказал значительное лицо. - Откуда вы набрались такого духу? Откуда вы мыслей таких набрались? Что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших! Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, каким человеком предстал Генерал в разговоре с Акакием Акакиевичем? (Человеком жестоким, ожесточенным, способным принести боль, не чувствующим боли другого, не замечающим ее, пренебрегающим ею.) - Одним, словом, немилосердным? А что такое милосердие? (Милосердие - это милость сердца, сострадания.) - Проявил ли Генерал чувство милосердия, сострадания? (Не в полной мере.) - Что помешало ему проявить эти качества? (Процитируйте строки из текста). …Прежде всего долг справедливости требует сказать, что одно значительное лицо скоро по уходе бедного, распеченного в пух Акакия Акакиевича почувствовал что - то вроде сожаления. Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то, что чин весьма часто мешал им обнаруживаться… (…Чин весьма часто мешал им обнаружиться…) - Неужели не тревожила Генерала судьба бедного чиновника? (Процитируйте строки из текста). … Как только вышел из его кабинета приезжий приятель, он (Генерал) даже задумался о бедном Акакии Акакиевиче. И с этих пор почти всякий день представлялся ему бедный Акакий Акакиевич, не выдержавший должностного распеканья. Мысль о нем до такой степени тревожила его, что неделю спустя решился даже послать к нему чиновника узнать, что он, и, как и нельзя ли в самом деле чем помочь ему; и когда донесли ему, что Акакий Акакиевич умер скоропостижно в горячке, он остался даже пораженным, слышал упреки совести… Y. Учитель. - 1.Дети, подумайте, пожалуйста, об этих "упреках совести" и дома составьте свой диалог. Озаглавить можно таким образом "Разговор Генерала с Совестью". Так же не забывайте, что в своей работе вы должны использовать слова эпохи Н. В. Гоголя.
- 2. Выполним аналогичную работу в классе: Представьте, что случилось чудо, и шинели Акакия Акакиевича ожили и встретились. Как вы думаете, о чем бы они поговорили?
- 3. Дети составляют и записывают диалог в тетрадь.
- 4. Один из учеников читает свой диалог. Учащиеся устно исправляют ошибки.
- 5.Выглядит это, примерно, так: Однажды, в холодный зимний день, сильный порыв ветра поднял в воздух две шинели старую и новую.
- Ой, трещит, еще одна дырка!- всхлипывала Старая шинель. - Стоит ли переживать, дорогая, вам, когда вы уже давно одной ногой стоите на свалке!- усмехалась Новая шинель, сверкая, начищенными до блеска, пуговицами. - Да, голубушка, я стара! Но имейте уважение к моим сединам! Я верой и правдой служила достопочтенному Акакию Акакиевичу! - негодовала Старая шинель, блистая прорехами, в которых пел ветер. - Подумаешь, велика заслуга, служить старому чиновничишке, который и слова то лишний раз молвить боится! - издевалась Новая шинель, демонстрируя собеседнице прочность доброкачественного сукна. - Неблагодарная! Акакий Акакиевич все сбережения на тебя потратил, жизни из - за тебя лишился! Да, если бы не он, тебя и на свете бы не было!- крикнула в негодовании Старая шинель, а затее выпрямилась во весь рост, рукавом дала пощечину обидчице, развернулась, взмыла в воздух и улетела в неизвестном направлении. 6.Заключительное слово учителя. Талант Гоголя созревал необычайно быстро, стремительно. Гоголь ищет такие "сюжеты", которые помогли бы раскрыть царящие в обществе пороки и "несправедливости". Писатель много перерабатывал и изменял материал повести таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из последних мест в иерархической системе царской России, тишайшее и безобидное существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всякие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое - на "шинель"…
Шинель для Акакия Акакиевича - вещь насущно необходимая. И он отважился на это приобретение лишь тогда, когда избежать его уже не было никакой возможности, когда старый "капот" износился до крайности. И сколько душевных сил, сколько экономии, хитроумнейших грошовых расчетов бедности, сколько дум отдано этой обновке! Шинель поистине стала смыслом всей его многотрудовой и безрадостной жизни Акакия Акакиевича. Роковая потеря Акакия Акакиевича целиком находится в зависимости от людских отношений - хищничества и грубой физической силы одних, бессердечия и душевной черствости других. Никто не заступился и не помог ему: ни сослуживцы по департаменту, ни "значительное лицо", ни полицейские. Повесть в заключение лицом к лицу сталкивает маленького человека с жестокой бюрократической машиной старой России. И эта машина безжалостно давит и уничтожает его YI. Подведение итогов. Урок русской литературы на тему: "Диалог на основе текста"(по произведению Н.В.Гоголя "Шинель") Опубликовано 19.09.2010 г.
-
|