www.uroki.net - cценарии школьных праздников, поурочные тематические календарные планы разработки открытых уроков классных часов конспекты лекций по информатике математике физике химии биологии географии для директора и завуча для психолога для классного руководителя музыка песни караоке для проведения Выпускного вечера Последнего Первого звонка 1 сентября Нового года

Главная\Документы\Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока по русской литературе в 11 классе: "Превосходство природы над душой людской" (В.Т.Шаламов)

Разработку урока прислала и подготовила: Клементьева Наталья Борисовна,
учитель-словесник, МОУ Ново-Усмановская СОШ,
Камышлинский район,
Самарская область

Тема урока: "Превосходство природы над душой людской". (11 класс)

Цели и задачи урока:

  • -познакомить учащихся с рассказом В.Т.Шаламова, выявить своеобразие писательского стиля, используя разные пути анализа: "вслед за автором", проблемный, "пообразный";
  • -приобщить учащихся к эстетическим, нравственным, мировоззренческим ценностям, заключенным в произведении;
  • -развитие ассоциативного мышления, повышение уровня речевой и эстетической культуры.

Оборудование:

  • портрет писателя,
  • карточки с заданиями,
  • ПК,
  • проигрыватель Windows Media,
  • музыкальное произведение А. Вивальди "Зима" из цикла "Времена года",
  • кинофрагменты фильма Н.Досталя "Завещание Ленина" по рассказам В.Шаламова.

Эпиграф к уроку

Я, пробывший, столько лет наедине с природой,
с камнем, с облаками, с травой, я пытался выразить их чувства,
их мысли на человеческом языке...
В. Т. Шаламов

Содержание и структура урока.

1. Вступительное слово учителя

- Добрый день, ребята. Наш урок - это урок открытия нового имени. Запишите тему и эпиграф.

Варлам Тихонович Шаламов (5 [18] июня 1907, Вологда, Вологодская губерния, Российская империя — 17 января 1982, Москва, СССР) — русский советский прозаик и поэт, наиболее известный как автор цикла рассказов и очерков «Колымские рассказы», повествующего о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930—1950-е годы.

Шаламов в юности был близок к «левой оппозиции», из-за чего в 1929 году был арестован и отбыл три года заключения в Вишерском лагере. После возвращения в Москву Шаламов начал писать стихи и рассказы. В 1937 году он был арестован второй раз, осуждён на пять лет лагерей за «антисоветскую пропаганду» (ст. 58-10 УК РСФСР) и этапирован на Колыму в Севвостлаг. В лагере Шаламов был осуждён на новый срок, и в общей сложности он провёл на Колыме шестнадцать лет: четырнадцать на общих работах и заключённым фельдшером и ещё два после освобождения. С середины 1950-х годов Варлам Шаламов жил в Москве и работал над «Колымскими рассказами». Не сумев опубликовать первый сборник рассказов в период «оттепели», писатель продолжал работу «в стол» и до 1973 года создал шесть сборников: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2». Рассказы Шаламова циркулировали в самиздате, с 1966 года началась их неавторизованная публикация за границей; в Советском Союзе Шаламову удалось официально выпустить только поэтические сборники, а «Колымские рассказы» вышли уже после смерти автора, в конце 1980-х годов. Со второй половины 1960-х Шаламов отдалился от диссидентского движения, разрыв с которым оформился в 1972 году, после публикации в «Литературной газете» открытого письма писателя с осуждением пиратских иностранных изданий «Колымских рассказов». Последние годы Шаламов, здоровье которого катастрофически ухудшилось, провёл в московском доме престарелых и инвалидов Литфонда.

Настоящее признание пришло к Варламу Шаламову посмертно, после англоязычных публикаций в начале 1980-х годов и наступления гласности в Советском Союзе. «Колымские рассказы» рассматриваются одновременно как выдающееся художественное произведение, результат поиска новой формы для изображения катастрофы гуманизма и поведения человека на её фоне, и как исторический документ о колымских лагерях. Википедия

Варлам Шаламов отмечал: "Так называемая лагерная тема - очень большая тема, где разместится 100 таких писателей, как Солженицын, 5 таких писателей, как Толстой, и никому не будет тесно". В одном из стихотворений Варлам Шаламов говорит о "превосходстве природы над душой людской". В чем это "превосходство" проявляется? Этот вопрос ждет нашего разрешения.

2. Тема: превосходстве природы над душой людской

-Мы множество раз повторяли "Никто не забыт, ничто не забыто" - и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали "Бухенвальдский набат", но не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков. А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил.

Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Сегодня необходимо вернуть людям право на память. Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущевских бульдозеров, зарывающих картины художников-неформалов, ни брежневских "психушек", в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было. Кому-то нужно было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировались в наших душах.

Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья. История атрофии человеческой души отражена в "Колымских рассказах" В.Т. Шаламова. В.Т. Шаламова можно назвать человеком трагической судьбы. В этом вы убедитесь, познакомившись с биографией писателя. Почти 20 лет тюрьмы: лагеря, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, жалкий дом престарелых, и, в конце концов, как венец всему мытарству - психушка, куда он был насильно перевезен из этого дома, чтобы вскоре умереть от воспаления легких.

Кажется, его судьба затем и послана была ему, чтобы вместить в себя самые страшные испытания, которые нес человеку тоталитарный режим.

Писатель выжил, чтобы рассказать правду, какой бы страшной она ни была. Свои произведения автор называл "художественным исследованием страшной реальности", "новой прозой", "прозой живой поэзии, прозой живой жизни, которая в то же время - преображенная действительность", а себя - "Плутоном, поднявшимся из ада".

"Энциклопедией колымской жизни" можно назвать его произведения. Шаламов убежден: лагерь - это только зло. Он превращает человека или в зверя, или в забитое, презренное существо. Охранники избивают и убивают заключенных, уголовники - политических.

При чтении рассказов В.Шаламова, становится жутко, больно за человека.

Вот послушайте реальные случаи из колымской жизни, ставшие сюжетной канвой рассказов:

Свитер шерстяной, домашний, часто лежит на лавке и шевелится - так много в нем вшей.
Идет шеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные номера (вместо бубнового туза), конвой, собаки во множестве, через каждые 10 минут - Ло-жись ! Лежали подолгу в снегу, не поднимая головы, ожидая команды.
У кого-то видели листок бумаги в руках - наверное, следователь выдал для доносов; 16-часовой рабочий день.
Спят, опираясь на лопату, - сесть и лечь нельзя, тебя застрелят сразу. Тех, кто не может идти на работу, привязывают к волокушам, и лошадь тащит их по дороге за 2-3 км.
Ворот у отверстия. Бревно, которым ворот вращают, и 7 измученных оборванцев ходят по кругу вместо лошади. И у костра - конвоир. Чем не Египет?

Из таких "случайных картинок" складывается представление о жизни на Колыме.

Просмотр кинофрагментов из фильма Н.Досталя "Завещание Ленина" по рассказам В.Шаламова

ВЫВОД: писатель показал, во что могут превратиться люди, лишенные человеческих условий жизни; как система, убивая одних, из других делает преступников и убийц.

Колымские рассказы Шаламов Варлам

Автор "Колымских рассказов" считает лагерь отрицательным опытом для человека - с первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Еще раз хочется обратить внимание на эту мысль Шаламова:

- Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь - это растление для всех - для начальников и заключенных.

3. Выступление учащегося "Мое открытие творчества В.Шаламова"

-Особый характер носят в прозе Шаламова антропоморфные детали в описаниях природы. Они контрастируют с изображением людей. Если в персонажах подчеркивается "расчеловечивание", то в описаниях растений, напротив используются метафоры, эпитеты-олицетворения. Например:

Разочарованный кедрач, плача от обиды, снова согнется и ляжет на старое место...("Стланик").

В описаниях природы преобладают образные средства высокого стиля, подчеркивающие "превосходство природы над душой людской". Это "превосходство", "благородство" растений и камней писатель видит в неспособности к нравственному падению, в умении противостоять судьбе, в упорстве сопротивления. Сквозной образ рассказов - образ лиственницы. Лиственница - "дерево познания добра и зла", "дерево концлагерей".

Фраза Шаламова - простое распространенное предложение, часто осложненное синонимическим рядом однородных членов и уточнений, или же двучленное сложное предложение. "Фраза должна быть короткой, как пощечина",- повторял писатель.

4. Выразительное чтение учителем рассказа "Воскрешение лиственницы" (приложение 1)

5. Аналитическая беседа по проблеме: превосходство природы над душой людской. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в произведении, работа с карточками (приложение 2)

Учитель: Лиственница - сквозной образ рассказов В.Т.Шаламова. Лиственница - дерево концлагерей.

Образ лиственницы развивает тему памяти и суда. Приведите примеры из текста:

… Лиственница, чья ветка, веточка дышала на московском столе, - ровесница Натальи Шереметевой-Долгоруковой и может напомнить о ее горестной судьбе: о превратностях жизни, о верности и твердости, о душевной стойкости, о муках физических, нравственных, ничем не отличающихся от мук тридцать седьмого года, с бешеной северной природой, ненавидящей человека, смертельной опасностью весеннего половодья и зимних метелей, с доносами, грубым произволом начальников, смертями, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца, доносивших друг на друга, предававших друг друга… .
….Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память, напомнила незабываемое.

Лиственница, которая видела смерть Натальи Долгоруковой и видела миллионы трупов - бессмертных в вечной мерзлоте Колымы, видевшая смерть русского поэта, лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России - ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие… .

…Лиственница в московской квартире дышала, чтобы напоминать людям их человеческий долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов - людей, погибших на Колыме.

Учитель: Воскрешение - это оживление, восстановление, обретение сил, бодрости.

Как происходит воскрешение лиственницы, доставленной с Колымы в московскую квартиру? Какими художественными средствами передается обретение сил угасшей, казалось бы, мертвой северной ветки?

- … Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, - московская мертвая водопроводная вода (метафора "московская мертвая водопроводная вода).
….Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой.
…Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы - физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки (в этой строчке олицетворение "собирает все силы", "равнодушная стеклянная банка").
…Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои (метафора "в жесткой деревянной коже").

Учитель: Но что помогло воскреснуть?

- Непохожесть. Ветка не похожа на остальные растения, которые населяют квартиру хозяйки. В рассказе присутствует контраст:

северная ветка:

  • - Иссушенная, продутая ветрами самолетов, мятая, изломанная в почтовом вагоне;
  • -Лиственницы серьезней цветов;
  • -Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой;
  • - Понимает это и лиственница.

Вывод: Неуёмная жажда жизни, величайшее терпение и необычайная чувствительность ветки

цветы:

  • - ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток;

Вывод: "Избалованность", "изнеженность" цветов

Вывод: Непохожесть соткана из неуёмной жажды жизни, величайшего терпения и необычайной чувствительности. Лиственница - память о погибшем поэте. Даже эта память участвует в оживлении.

6. Прослушивание музыкального произведения "Зима" А. Вивальди из цикла "Времена года"

Учитель: Какую связь можно установить между рассказом "Воскрешение лиственницы" и музыкальным произведением А. Вивальди? Свои мысли оформите в слова и запишите их в тетради (чтение размышлений уч-ся).

7. Рефлексия. Выводы.

-Разворачивая образную картину, иллюстрирующую чувствительность северной ветки, В.Т. Шаламов восходит к откровенному преклонению перед мудростью природы. Автор дает понять, что человек в этом смысле обладает несовершенством, и это дает человеку стимул к непрерывному совершенствованию. Только постоянный труд души способен превозмочь боль, усталость, безнравственность окружающего мира, "вечную мерзлоту" несвободы и непонимания.

Образность, эмоциональность, изобразительно-выразительные средства - главные черты стиля Варламова. Чтобы понять идейный смысл его произведений, надо стать со-чувствующим, со-участвующим, т.е со-автором.

8.Домашнее задание (на выбор):

  • - чтение рассказов "Тропа", "Водопад", "Стланик" (по выбору); подготовить устное сочинение на тему " Мастерство В.Т.Шаламова, художественное своеобразие рассказов";
  • - написание отзыва о прочитанном рассказе;
  • - сочинение-размышление на тему урока "Превосходство природы над душой людской".

Пример анализа произведения для учеников.

Рассказ "Воскрешение лиственницы" автора Варлама Тихоновича Шаламова можно однозначно отнести к лирическим произведениям. Это становится понятно, если попробовать провести анализ текста.

1. В этом произведении крайне сильна и подчеркнута позиция самого автора. Его видение и размышления на веточку лиственницы, которая оказалась в Москве из далекой и холодной Колымы. Автор рассказа бывший заключенный, который провел в лагерях на Колыме - немалую часть своей жизни. Писатель, как никто другой, знает тяжесть и суровость выживания человека в этом краю.

2. Варлам Тихонович в чувственной манере рассказывает об обычной, казалось бы, веточке дерева. Но он знает, что в этой ветке заключена сила жизни. Сила жизни как человеческой, так и природной. Только взгляните, какие изысканные эпитеты подбирает писатель для этой ветки: исковерканная, продутая, измятая, вертящаяся, иссушенная". Художественное своеобразие просто зашкаливает от таких изысканных слов.

3. Обычная веточка сибирского дерева придаёт писателю одновременно и восторг, и уважение. Он чувственно описывает её силу, стойкость. "Тайные силы" - такими словами Варлам Шаламов описывает данное действие. Человек нелёгкой судьбы умеет радоваться каждому моменты жизни.

(приложение 1)

В.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ

Цитата:

"Мы суеверны. Мы требуем чуда. Мы придумываем себе символы и этими символами живем."
В.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫВ.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫВ.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫВ.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫВ.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫВ.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫВ.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ

Скачать рассказ в формате PDF:

(Приложение 2)

Работа с карточками

Карточка к уроку русской литературы №1.

  • 1. Выяснить значения слов "воскрешение", "память".
  • 2. Как развивается тема памяти в рассказе? Привести примеры.

Карточка к уроку русской литературы №2.

  • 1. Как происходит воскрешение лиственницы? Отметьте тропы, использованные писателем.
  • 2. Что же помогло воскреснуть северной ветке?

Карточка к уроку русской литературы №3.

  • 1. Какие чувства испытали вы, прочитав текст? Почему?
  • 2. Найти отрывок из романа "Война и мир" с описанием знаменитого дуба. Похожи ли судьбы дуба и северной ветки? Свой ответ аргументируйте.

Методические рекомендации

В программе курса литературы 11 класса А.Г. Кутузова основной учебной целью является освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. Это позволяет ученику вступить в диалог с автором. Тем самым преодолевается отчужденность художественного произведения от современного читателя.

Вопрос о политических репрессиях и сопротивлении несвободе в СССР освещается в так называемой "лагерной" теме, заявленной в программе по литературе 11 класса А.Г. Кутузова. И произведения В.Шаламова, А. Солженицына подходят для изучения данной темы.

Нравственная проблематика многих произведений Шаламова имеет много общего с миром природы. Автор уверен в том, что природа не способна к нравственному падению, наоборот она умеет противостоять судьбе (этот мотив сопротивления природы в дальнейшем встретится в произведении В.Распутина "Прощание с Матерой"). Человек же в силу обстоятельств не всегда может отстоять свою свободу, а значит нравственное падение неизбежно.

Урок начинается с обдумывания проблемного вопроса: в чем превосходство природы над душой людской. Чтобы помочь учащимся ответить на этот вопрос, учитель организует предварительное чтение и рассмотрение художественного текста с использованием карточек с вопросами и заданиями, уместно будет и выступление подготовленного ученика по теме "Мое открытие творчества В. Шаламова".

Выразительное чтение рассказа "Лиственница" учителем будет немаловажным этапом урока. Оно подведет старшеклассников к вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову.

В работе над текстом целесообразно использовать смешанный путь анализа. Это использование проблемного, пообразного анализов, а также по сюжету ("вслед за автором").

Изучение произведений искусства слова в старших классах включает в себя такой важный момент, как сопоставление частей, эпизодов изучаемого произведения с фрагментами произведений, изученных ранее. Такая работа проводится на данном уроке (похожи ли судьбы дуба из "Войны и мира" и лиственницы?).

Значительную помощь в анализе рассказа могут оказать фрагменты из кинофильма Н.Досталя "Завещание Ленина" (2007) по рассказам Шаламова. Только фильм имеет возрастные ограничения: до 16 лет. Хотя урок проводится в 11 классе, все же учитель должен произвести тщательный отбор фрагментов и взвесить все "за" и "против".

Включение в этап урока прослушивания музыкального произведения А.Вивальди "Зима" лишь усилит эмоциональный настрой урока. Может быть, оно предоставит возможность некоторым читателям понять глубинный смысл художественного произведения с помощью музыкального произведения.

На завершающем этапе урока учитель просит учащихся сказать об авторской позиции.

Важный психологический эффект урока - самостоятельный выбор домашнего задания, который дает дополнительную возможность для самореализации.

Конспект урока по русской литературе в 11 классе: "Превосходство природы над душой людской" (В.Т.Шаламов)

Опубликовано 10.05.2010 г.

Top.Mail.Ru Rambler's Top100
Некоторые файлы (разработки уроков, сценарии, поурочные планы) и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем сценария, разработки урока, классного часа или другой информации, и условия на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения по адресу : . Карта сайта - www.uroki.net При использовании материалов сайта - размещение баннера и активной ссылки -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!