Главная\Документы\Для учителя русского языка и литературы При использовании материалов этого сайта - АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Программа элективного курса по литературе: "Технология анализа поэтического текста" Программу элективного курса прислала: Завьялова Г.М., учитель русского языка и литературы, гимназии № 1507 Программа элективного курса "Технология анализа поэтического текста" 34 часа (1 час в неделю)
Пояснительная записка Элективные курсы (курсы по выбору) - играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы, в нашей гимназии они обязательны для старшеклассников. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей и склонностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов: - 1 тип - курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;
- 2 тип - курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
- 3 тип - курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;
- 4 тип - курсы, дающие практические знания по данному предмету.
Элективный курс "Технология анализа поэтического текста" относится к курсам первого и четвертого типов, является комплексным. Цель данного курса: Развивать образное мышление учащихся и их творческие способности, приобщать школьников к культурным, гуманистическим ценностям, в ряду которых не последнее место занимает мировая поэзия. Задачи курса: - 1. Сформировать у обучающихся умения и навыки грамотного анализа поэтического произведения, как в целом, так и отдельных его сторон: смысла и формы, звука и стиха, рифмы, ритма, строфики. Особое внимание уделяется "лирическому переживанию", "лирическому герою" и "лирическому персонажу" - ключевым понятиям поэтического текста.
- 2. Добиться понимания того, что анализ поэтического текста не самоцель, а средство для достижения художественного восприятия, для совершенствования читательского мастерства.
Учащиеся должны приобрести более глубокое представление о следующих понятиях, необходимых для анализа поэтического произведения: - -художественная форма и содержание;
- -ключевые образы;
- -образная система поэтического произведения;
- -художественное оформление образа;
- -ритмическая организация стиха;
- -интонационный строй стихотворения
В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения В отличие от гимназической программы элективный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения понятий литературоведения с целью их применения для анализа поэтического текста. На примере анализа произведений разных авторов 19-20вв. демонстрируются приемы работы с художественным текстом и приобщения школьников к красоте поэтического слова. Данная технология анализа поэтического текста требует преимущественного внимания именно к его художественной форме: к структуре образной системы стихотворения, к полисемантизму, то есть многозначности ключевых слов текста, взаимодействию этих множественных смыслов и рожденных ими ассоциаций, к ритмической, звуковой организации стиха и т.д.. Такой разнонаправленный анализ формы позволит глубже понять содержание, постигнуть произведение во всей его сложности и многозначности. Организационно курс состоит из двух блоков, первый из которых (Особенности стихотворной речи), как показывает практика, является для обучающихся более сложным при анализе поэтического произведения. Изучаемый в этом блоке теоретический материал, закрепленный практическими занятиями с использованием знакомых учащимся произведений, позволит глубже и полнее воспринять поэтический текст во всем богатстве его содержания и насладиться прелестью его звучания. Содержание курса 1. Жизнь стиха. Как читать и понимать стихи (Особенности стихотворной речи) Стихи и проза. Отличие стихотворной речи от прозаической. Художественные задачи, стоящие перед поэтом и прозаиком. Ритмическая (ритмизированная) проза (А.Белый "Петербург"). Поэзия, ее соотнесение со стихом и литературным языком. Поэзия и лирика. Тематическое подразделение лирики (политическая, пейзажная, философская, любовная, лирика дружбы и т.д).. Формы лирики. Образ-переживание. Содержание лирического переживания. Лирическое переживание и непосредственное впечатление автора. Образ лирического героя. Личность поэта и лирический герой. Создание образа лирического героя. Лирический персонаж, разновидности (группы) лирического персонажа. Лиро-эпические жанры. Смысл и форма стихотворения. Стиховые единицы - строфа и строка. Ритм стиха. Стопа. Пиррихий. Спондей. Паузы в стихе. Паузы-словоразделы. Значение словораздела в поэтических произведениях. Цезура. Перенос, его роль в поэтическом произведении. Слово в стихе, его подчеркнутость, выделенность, особая выразительность. Тоническая система стихосложения. Дольник Верлибр (свободный стих). Звук и стих. Разнообразие фонетического построения стиха: звуковой повтор в начале строки (единоначатие), повторы в стихе согласных звуков (аллитерация), повторение гласных в стихе (ассонанс). Клаузулы и рифмы. Типы строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен),шестистишие (секстина), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа). 2. Основные приемы и принципы анализа поэтического текста Современные подходы к анализу поэтического текста. Различение понятий "первичное эмоциональное восприятие", "анализ" и "интерпретация". Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др. Поэтапное составление алгоритма анализа: первичное восприятие текста, ассоциации, которые вызывают у нас образы данного текста, выстраивание ассоциативных образных цепочек, выявление авторской позиции, обращение к художественным деталям, синтаксическим особенностям, звуковой организации и т.п.; сопоставление с другими произведениями того же автора, рассмотрение текста в контексте мировой литературы Анализ произведений русской поэзии в хронологической и художественной последовательности: романтическое двоемирие в стихотворении В.Жуковского "Вечер". Образ свободы и воли в поэзии А.С.Пушкина. Многообразие их художественного воплощения Сопоставительный анализ стихотворений "Узник" и "Монастырь на Казбеке". Семантика понятий свободы и воли у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Сопоставительный анализ стихотворений "Монастырь на Казбеке" и малоизвестного стихотворения М.Ю.Лермонтова "Крест на скале". Мотивы одиночества и бунтарства в романтическом мире М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений "Утес", "Узник", "Желанье" (общие мотивы, образы, основополагающие признаки его художественного мира). Философия природы и ее художественное воплощение в поэзии Ф.И.Тютчева. Дисгармоничность художественного мира поэта. Философия стихотворения "Сны" (Тютчев и Державин). Мир красоты и гармонии в поэзии А.Фета: "На стоге сена ночью южной", "Уснуло озеро", "Шепот, робкое дыханье…". Музыка стиха А.Фета, значение интонации, звукописи в достижении поэтического эффекта. Реалистическая система поэзии Н.А.Некрасова. Многозначность образа и точность словоупотребления. Романтическое двоемирие и реалистический образ: сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова "Я рано встал, недолги были сборы…" и стихотворения В.А.Жуковского "Пилигрим". Заключение. Повторение пройденного.
Тематическое планирование курса
|
Тематика занятий |
Теория |
Практика |
|
Жизнь стиха (Особенности стихотворной речи)
|
|
|
1 |
Стих и проза |
1 |
|
2 |
Сопоставление описание бурана в степи из повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и стихотворения
«Бесы» |
|
1 |
3 |
Поэзия и лирика. Жанровые особенности |
1 |
|
4 |
Жанровое своеобразии поэзии Рылеева. Определить
жанр каждого из семи предложенных стихотворений
Рылеева. Указать жанровые признаки содержания и
стиля |
|
1 |
5 |
Лирическое переживание |
1 |
|
6 |
Сопоставление «Я помню чудное мгновенье» с
прозаическими письмами А.С.Пушкина |
|
1 |
7 |
Лирический герой |
1 |
|
8 |
Лирический персонаж |
1 |
|
9 |
Лиро-эпический жанр |
1 |
|
10 |
Признаки эпического и лирического произведения в
поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» |
|
1 |
11 |
Смысл и форма. Стиховые единицы – строка и
строфа |
1 |
|
12 |
Ритм стиха. Строка и стопа. Пиррихий.
Спондей |
1 |
|
13 |
Иллюстрация двусложных и трехсложных размеров на
примерах произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Ф.Тютчева, А.Твардовского, Н.А.Некрасова,
К.Бальмонта, А.Суркова, В.Луговского |
|
1 |
14 |
Паузы в стихе. Цезура – постоянный словораздел в
стихе на два полустишья |
1 |
|
15 |
Перенос – разделение грамматического предложения
стихотворной строкой |
1 |
|
16 |
Использование различных интонационно-ритмических
средств в поэме А.Твардовского «Василий Теркин» и
в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» |
|
1 |
17 |
Слово в стихе. Короткая строка, ее особая
выразительность |
1 |
|
18 |
Тоническое стихосложение. Дольник |
1 |
|
19 |
Особый строй стиха – верлибр |
1 |
|
20 |
Клаузулы и рифмы |
1 |
|
21 |
Различные типы строф |
1 |
|
22 |
Анализ рифмы, ритма, строфики стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Блока, В.Брюсова | | 1 | 23 24 | Составление алгоритма поэтапного анализа поэтического текста: семантический анализ, анализ изобразительных средств, анализ стихотворения в контексте | 2 | | 25 26 | Пейзаж души. Анализ стихотворения В.Жуковского «Вечер». Сопоставление с отрывком из оды М.Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве…» | 2 | | 27 | А.С.Пушкин.Сопоставительный анализ стихотворений «Узник» и «Монастырь на Кавказе» | 1 | | 28 29 | Два художественных мира (Пушкин и Лермонтов). Сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Кавказе» и малоизвестного стихотворения М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» | 2 | | 30 | «Одиночество» и «свобода» в поэзии М.Ю.Лермонтова (стихотворения «Утес», «Узник», «Желанье») | 1 | | 31 | «Пылающая бездна» поэзии Ф.И.Тютчева (Анализ стихотворения «Сны») | 1 | | 32 | Художественный мир А.Фета. Анализ стихотворения «На стоге сена ночью южной…» | 1 | | 33 | Гармония и красота бытия в поэзии А.Фета. Анализ стихотворений «Уснуло озеро…», «Шепот, робкое дыханье…» | 1 | | 34 | Заключительное занятие. Повторение пройденного | 1 | | Курс обеспечен учебными пособиями, которыми располагает гимназическая библиотека, методический кабинет гимназии, кабинет литературы и русского языка, среди них: - 1. Е.В.Коркина. Литература. Работа с поэтическими текстами. Практические задания. 9-11 классы.
- 2. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А.Шаповал. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум 8-11 классы
- 3. Ю.М.Лотман. Анализ поэтического текста
- 4. Ю.М.Лотман В школе поэтического слова
- 5. А.П.Квятковский. Школьный поэтический словарь
- 6. Словарь юного филолога
- 7. Словарь литературоведческих терминов
Список использованной литературы
- 1. Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С.Генералова. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие. Москва.Издательство "Экзамен", 2005г.
- 2. В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. Методическое пособие. Санкт-Петербург "Паритет", 2003г.
- 3. Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе. 10 класс. Методическое пособие. Санкт-Петерберг "Паритет", 2004г.
- 4. Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Исследования по теории стиха. Ленинград "Наука". Ленинградское отделение, 1978г.
- 5. Ю.А.Лотман. Анализ поэтического текста. Ленинград "Просвещение".1972г.
- 6. Л.И. Тимофеев. По воле истории. Методология изучения стиха и русской поэзии. Москва "Современник", 1976г.
Программа элективного курса по литературе: "Технология анализа поэтического текста" Опубликовано 29.11.2009 г.
-
|