www.uroki.net - cценарии школьных праздников, поурочные тематические календарные планы разработки открытых уроков классных часов конспекты лекций по информатике математике физике химии биологии географии для директора и завуча для психолога для классного руководителя музыка песни караоке для проведения Выпускного вечера Последнего Первого звонка 1 сентября Нового года

Главная\Документы\Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Мастерская письма "Умозрение в красках"

Конспект урока подготовила: Маляренко Кира Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории,
МБОУ «Средняя школа № 43 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Петрозаводска,
email: kirma13@yandex.ru

В рамках реализации программы музейно-этнографической школы на острове Кижи был проведен цикл мастерских для группы обучающихся 8,10 классов. Мастерская конструирования знаний «Икона в храме» позволила детям получить начальные представления об иконе, ее содержании, языке, символике в богословской и искусствоведческой традициях. Новые знания учеников подкреплялись яркими впечатлениями от общения с природой, памятниками архитектуры, предметами народной культуры, встречами с ведущими специалистами музея-заповедника Кижи. Логическим продолжением мастерской конструирования знаний стала мастерская письма «Умозрение в красках», которая помогла ученикам выразить новые впечатления, представления и размышления, сформулировав их в слове.

Цели проведения мастерской

Образовательные:

  1. Обучение умению строить устное и письменное монологическое высказывание,
  2. Обучение умению грамотно сформулировать собственную мысль, полученные впечатления,
  3. Обучение умению интерпретировать произведение искусства.

Развивающие:

  1. Развитие устной и письменной речи учащихся,
  2. Развитие творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей, компетентностей.

Воспитательные:

  1. Воспитание патриотизма, чувства уважения к историко-культурным ценностям,
  2. Развитие мотивации к самообучению, самореализации в слове, тексте.

Урок построен как мастерская творческого письма

Педагогическая мастерская – одна из личностно-ориентированных технологий – в качестве планируемых результатов предполагает не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Процесс работы в мастерской предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на собственный субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.

С другой стороны, педагогическая мастерская - форма сотрудничества, одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в строительство своих знаний. Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. При этом оценочная деятельность заменена самооценкой и самокоррекцией.

Взаимодействие участников

  • Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера,
  • Предоставление участникам свободы действий в рамках принятых в мастерской правил,
  • Диалоговость – главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества,
  • Чередование индивидуальной и групповой работы.

Оборудование

Мастерская апробировалась в условиях погружения в историко-культурное пространство острова Кижи. В рамках аудиторного школьного обучения необходим иллюстративный материал по теме «Икона в храме», раздаточный материал (фрагмент статьи).

Этапы работы мастерской

I.Индуктор – начало, мотивирующее деятельность каждого. Это задание должно актуализировать личный опыт участника, связанный со смыслом дальнейшей деятельности.

II.Работа с материалом (с текстом, моделями, схемами индивидуально или в групповом взаимодействии) - это создание творческого продукта:

  1. Деконструкция - разъединение, рассогласование избранных для работ материалов и представлений.
  2. Реконструкция - создание из разрозненных частей своего текста, рисунка, который надо будет предъявить всем участникам мастерской.

III.Социализация – соотношение своей деятельности с деятельностью остальных, предъявление созданного продукта всем участникам мастерской, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, оценить гипотетически идеи возможности их реализации.

IV.«Разрыв» (озарение) - скачок от незнания к знанию, новому видению, новому осознанию предмета. Возникает информационный запрос, который решается через любой источник информации в том числе в групповом процессе сотрудничества и сотворчества.

V.Рефлексия (может быть промежуточная или итоговая) каждого участника: НЕ - получил, овладел, записал, узнал, запомнил, А – сделал, открыл, понял, почувствовал, выстроил, создал.

Сценарий занятия

Этап

Деятельность мастера

Деятельность ребенка

Основной вектором данной мастерской можно считать переход от деконструкции общей для всех фразы через личностное восприятие и интерпретацию, конструирование словосочетаний и предложений к формулировке законченной мысли уровня философского обобщения и трансформация ее в текст.

Индуктор

Мастерская начинается с замечательно верного изречения немецкого философа 19 века Артура Шопенгауэра о том, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к Величайшим особам. Эту мысль продолжает Кн. Е.Н.Трубецкой, русский религиозный философ, правовед и общественный деятель конца 19 - начала 20 века: «Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили, вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона — больше, чем искусство. Ждать приходится долго в особенностив виду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет».

Задание мастера: вчитайтесь (вслушайтесь), постарайтесь понять, почему приходится “долго ждать”? Объясните, как вы понимаете мысль Трубецкого? Аргументируйте ваше согласие-несогласие.

Ученики высказывают следующие предположения:

- икона с первого взгляда обычна (трудна, непонятна, неинтересна....),

- сюжеты и символы икон необходимо знать, скрытые смыслы недоступны, необходимо понимание особого языка иконы, истинное изображение выявляется после долгого всматривания...,

- к иконе приходят с молитвой…,

- доверить сокровенное иконе можно лишь тогда, когда начнешь «чувствовать», «понимать» ее, на это нужно время, с другой стороны, изображения – святые - вглядываются в нас, чтобы заговорить, надо знать — с кем,

- икона открывает окно в божественный мир, изображенный — только посредник между мирами, а тайное, запредельное не скоро открывается, необходимо время на «настройку» себя на вечное, на отказ от всегдашней суеты...

Деконструкция

1

После общего обсуждения мастер читает и затем раздает фрагмент лекции Е. Трубецкого (название текста «Умозрение в красках» не сообщается ученикам на этом этапе мастерской).

Текст лекции в Приложении 1.

Задание 1 к тексту: выписать ключевые, важные для понимания мысли автора, фразы, предложения, словосочетания, слова, разделив их на “положительные” и “отрицательные” (+ и -).

Работая сначала индивидуально, затем коллективно участники мастерской получают два контрастных поля: “темное” — поле непонимания иконы, равнодушного забвения ее и “светлое” — поле необычной красоты, живописной яркости, жизнерадостности русской иконы, узреть, понять и принять которое можно, лишь проделав трудный и долгий путь души.

2

Мастер сообщает, что публичная лекция Кн. Е.Н.Трубецкого о древнерусской иконе, с фрагментами которой мы работаем, называется «Умозрение в красках».

Задание 2 к тексту: попробуйте, работая в группах, расшифровать, дать свое понимание образного выражения автора: икона — “умозрение в красках”.

Варианты ответов учеников:

- вглядываясь в икону, мы видим больше, чем понимаем;

- икона — загадка для не знающего ее языка;

- человек, подготовленный к восприятию иконы, понимает больше, чем видит, т.е. видит огромное сокрытое, стоящее за немногим видимым;

- краски иконы — способ выражения мира невидимого;

- краски — материальные средства, «камни для строительства дома духовного»...

3

Задание 3 к тексту: запишите фразу: «Икона — «умозрение в красках». Подберите словесное поле каждого из 4 корней данного высказывания (слова-ассоциации, синонимы, антонимы и т.п.)

В ходе индивидуальной и коллективной работы получается следующее:

- икона — видимое изображение невидимого, «библия для безграмотных», храм, божественное, горнее, окно в небытие, образ, посредник, свет, дух , вера, лики святых, крест, алтарь, символика..

- ум — разум, понимание, умение, мысль, связь, общение, мышление, мудрость, сила воли, характер, опыт, учение, разумность, разумение, постижение...

- зрение — видение, видение, видимость, «кажимость», способность видеть, различие, счастье , окно в прошлое, инозрение, мир видимый и невидимый, взгляд, восприятие...

- краски — творить краски, творило, красота, кисть, мерцание, яркость, блеклость, сочность, свет, язык цвета, впечатление, пятна, живопись, художественные средства...

4

Задание 4 к тексту: Корни двух словесных полей «ум-» и «зрен-» составляют сложное слово «умозрение». Составьте возможные словосочетания из элементов словесных полей этих двух корней (например: разумное видение, связь видимости и «кажимости» и т.п.)

Ответы учеников:

  • понимание мудрости, способность различать, видеть невидимое,
  • «кажимость» умения,
  • связь с видимым и невидимым миром через «окно» — общение,
  • упорство вглядывания,
  • понимание мысли,
  • опыт разговора с иным миром,
  • мудрость инозрения,
  • слепота знаний,
  • чувство видимости,
  • видимое знание,
  • связь восприятия и разумения,
  • мудрый дух и ум дают нам инозрение...

5

Задание к тексту 5: объедините полученные словосочетания со словами третьего поля – «икона» (например: понимание мудрости храма, способность различать и открывать символы иконы…)

Ответы учеников:

  • видение и понимание божественной красоты;
  • мудрость инозрения, кода мир горний удостаивает нас нам открыться;
  • понимание мира веры;
  • творение мысли о храме, Боге, образе...;
  • изучение «библии для безграмотных»;
  • уразуметь законы тайного;
  • способность видеть посредников между двумя мирами;
  • упорный взгляд открывает мудрость веры;
  • мудрость инозрения есть свет;
  • умение видеть и понимать невидимое дает нам стойкость духа...

6

Задание к тексту 6: введите в свои фразы слова четвертого поля – «краски», помня о том, что краски — средства видимого изображения мира невидимого.

Ответы учеников:

  • яркая способность понимать мир веры, язык иконы;
  • тайный мир изображен сочно, выпукло;
  • нам дано счастье видеть божественное;
  • материальное изображение нематериального открывает человеку понимание всеобщих связей;
  • дом духовный, божественный, строится, оказывается, с помощью досок, кистей, красок и пр.; внешнее впечатление дает пищу для внутреннего размышления, созревания души...

Реконструкция

Задание: выделите, подчеркните важнейшее для вас словосочетание. Оно станет названием текста, над которым вы будете работать, используя необходимый лексический материал мастерской.

Примеры в Приложении 2

Социализация

Социализация проходит после каждого задания во время представления работ, когда каждый обнародует свое, выслушивает других, дополняет свои записи необходимой лексикой.

«Разрыв»

В данной мастерской «разрыв» может произойти на любом этапе. Это зависит от способности детей отойти от обыденности, привычной школьной тематики, проникнуть в непривычный контекст, расширить его, удивиться неожиданным образам, сформулировать абстрактно-логическую мысль и написать текст умозрительного содержания.

Рефлексия

В процессе рефлексии должно происходить осмысление результата и метода собственной деятельности; осознания собственной деятельности в сопоставлении с деятельностью других; понимание уровня своего мастерства и творчества.

Приложение 1

Публичная лекция «Умозрение в красках» (фрагмент)

«Нет ни малейшего сомнения в том, что иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства. И, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятною русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетного внимания. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины. Только в самые последние годы у нас открылись глаза на необычайную красоту и яркость красок, скрывавшихся под этой копотью. Только теперь... мы увидели эти краски отдаленных веков и миф о «темной иконе» разлетелся окончательно. Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала частью вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни, частью вследствие нашего неумения хранить эти памятники старины.

С этим нашим незнанием красок древней иконописи до сих пор связывалось и полнейшее непонимание ее духа... Оставалось непонятным самое существенноеи важное, что есть в русской иконе — та несравненная радость, которую она возвещает миру. Теперь, когда икона оказалась одним из самых красочных созданий живописи всех веков, нам часто приходится слышать об изумительной ее жизнерадостности...».

Кн. Е.Н.Трубецкой

Приложение 2

Фрагменты текстов участников мастерской

(авторский стиль сохранен)

Стойкость духа. Сильный дух человека поддерживает вера. Вера в Бога. И помогает нам в этом икона. Икона заключает в себе тайный смысл, послание из прошлого, опыт предков. Во все времена своего существования икона символизировала веру, а вера наставляла людей на правильный путь. Икона и вера вечны. Значит, будет стойким дух человека.. Дух (на мой взгляд) — это жизненная сила человека. Человек без веры угасает. Вот почему понимание, умение видеть невидимое в иконе открывает перед нами новый мир, окно в вечное. Человек, имея веру, обретает цель своей жизни. И в достижении этой цели ему помогает стойкость духа — вера.

Мудрый взгляд в инобытие. Икона является связью, посредником между миром земным и божественным. Но способность увидеть горний, невидимый мир дана не каждому человеку. Только внимательный, умный человек может заглянуть в мир веры, и не только взглянуть на него, но и понять. Беглый, невнимательный взгляд не может обеспечить понимание смысла иконы, только мудрый взгляд поможет человеку проникнуть в инобытие, осознать его. И тогда икона перестанет быть непонятной, чуждой, равнодушной, ее необычайная красота и яркость красок откроют божественный мир.

Мудрость инозрения есть свет. Человеческому взгляду доступен весь мир. Мы подходим к окну и видим знакомую улицу, скамейку, сквер. Все это привычно для нас, это повседневность. Но вот мы приходим в музей, на выставку, в храм. Здесь для нас все ново, но зачастую на наших лицах остается все то же скучающее и безразличное выражение. Это происходит от того, что мы не пытаемся понять и прочувствовать увиденное нами. Упорный взгляд открывает мир. Мир, окружающий нас, велик, даже огромен, но он станет еще больше, если мы научимся видеть и понимать его мудрость. В этом случае перед нами открывается мир без границ, не просто душа становится светлее, но мир становится светлее и ближе. Благодаря нашему умному взгляду, окружающий мир удостаивает нас нам открыться.

Мудрость разговора с иконой. Человек должен быть мудрым и знающим, чтобы суметь открыть душу и разговаривать с иконой. Человек, не знающий, о чем говорить и как, открывается ей напрасно. Но, если он чувствует и понимает, что говорить и как открыть свою душу, он будет услышан...

Понимание священного образа. Когда человек входит в храм, его всегда окружают иконы... Но только той иконе, в которой человек “найдет” понимание, он сможет открыть свою душу... Но и икона не станет открываться каждому человеку...Когда мы смотрим на образ, то и он смотрит на нас, так проявляется неразрывная связь между Богом и человеком...

Понимание способности видеть. Понимать то, что ты видишь, — это значит понимать окружающий мир. Понимать, почему ты видишь мир таким, какой он есть, его смысл, — значит научиться понимать смысл жизни… Люди, которые понимают смысл жизни, могут узреть в обычных явлениях то, что не увидит никто другой. Такие люди общаются между собой на недоступном обычным людям уровне.

Способность увидеть мир иной. Для того, чтобы увидеть мир иной в иконе, нужно знать, о чем она нам говорит, и не быть слепым...понять, что икона — это не просто картина, а ключ к миру иному...

Икона — неразрывное единство с храмом. Видели вы когда-нибудь храм без икон? Конечно, нет. Они составляют основу храма, являясь строительным материалом духовного дома. Икона и храм взаимно дополняют друг друга. Храм — это мир святых, а иконы изображают этот мир. Без икон храм пуст, и он умирает..

Мастерская письма "Умозрение в красках"

Опубликовано 13.03.2015 г.

Top.Mail.Ru Rambler's Top100
Некоторые файлы (разработки уроков, сценарии, поурочные планы) и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем сценария, разработки урока, классного часа или другой информации, и условия на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения по адресу : . Карта сайта - www.uroki.net При использовании материалов сайта - размещение баннера и активной ссылки -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!