Главная\Документы\Для учителя русского языка и литературы При использовании материалов этого сайта - АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»Разработала урок: Бабочкина Юлия Викторовна,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №11, г. Мурманск.email: murman40@mail.ru«Я не писатель, Я – Мастер». Тема урока русской литературы: Проблема творчества и судьбы художника по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Цели урока литературы в 11 классе: - Показать трагическую судьбу художника, сопоставить образ Мастера и судьбу самого писателя.
- Показать соотношение таланта и бездарности.
- Показать, что любовь – спасительная сила для человека.
- Показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства (музыка, живопись).
Оформление доски Название урока русской литературы в 11 классе Проблемный вопрос: Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие? Иллюстрации учеников Домашнее задание по русской литературе: сочинение-миниатюра на тему: «Почему роман называется «Мастер и Маргарита»?» (или «В чем смысл названия романа?») Ход урока русской литературы в 11 классе школы 1.Желая выбрать эпиграф для своей пьесы о Мольере, Булгаков остановился на надписи, выбитой на мольеровском памятнике в Париже. В переводе писателя она звучит так: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы». Эти слова можно отнести и к Булгакову. Наш урок сегодня посвящен бессмертному творению писателя – роману «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках мы уже с вами вели речь о данном произведении: разобрали ершалаимские главы, поговорили о сатирическом изображении Москвы 30-х годов, о Воланде и его свите. Цель сегодняшнего урока русской литературы: разговор о соотношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви как спасительной силе для человека. Любовь и творчество в жизни писателя.
2.Герой романа – Мастер появляется не с первых страниц, а лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе. Напомните ситуацию, при которой происходит появление Мастера? Ученики: мастер через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице. - Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя? Ученики: глава 13 «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство. -Далее идет диалог 2-х пациентов «дома скорби» (Мастера и Бездомного». Вот отрывок из него. (учитель читает главу 13, с. 134 автор, Иван, Мастер) 3. Обратите внимание на название нашего урока. «Я не писатель, я – мастер». «Я – мастер», - он сделался суров». Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писатель» и «мастер»? нам предстоит с вами ответить сегодня на проблемный вопрос: «Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие?» Давайте обратимся к словарям и определим значение слова «писатель». Ученики: писатель (Ожегов) – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Писатель (Даль) – Вывод: это слово не является антонимом к слову «мастер», не носит в русском языке отрицательную окраску. 4. Чем, по-вашему, не нравится Булгакову и Мастеру слово «писатель»? Кто себя в романе называет писателями? Обратимся к тексту. Это слово скомпрометировано теми, кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов». Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов? Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения. Ученики: довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита. Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу. Роман дописан. Учитель: Как литературный мир встретил версию библейской истории? Ученики: Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский. В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать». Учитель: чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера? Ученики: они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман. Учитель: мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера. 5. Почему же Булгаков называет своего героя мастером и что вкладывает писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос. Ученики: в нем главное – талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он. Главное его назначение – творчество. Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером по двум параметрам. Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль) 6.Мы говорим о том, что в романе есть система внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер? Ученики: в нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч). Учитель: можно провести параллель и собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера. Ученики: В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова. Учитель: Хочу добавить, что отношение критики к произведениям Булгакова и мастера тоже было одинаковым. Из трехсот рецензий и статей о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только 3 были положительными. Зная биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой мастера и судьбой Булгакова?» Ученики: мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется. 7.Но сам автор не судит уставшего героя. Левий Матвей в разговоре с Воландом говорит, что «он (мастер) не заслужил света, он заслужил покой – печальным голосом проговорил Левий». Почему покой? Ученики: В какой-то момент испугался жизни: отказался от борьбы и даже от любви. Учитель: А свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Кто его заслужил и почему? Ученики: Света заслужила Маргарита, потому что борется за свою любовь до конца. 8. Учитель: первое появление Маргариты в романе. В какой момент в жизни Мастера это происходит? Ученики: глава 13 – чтение отрывка. Мастер пишет роман. Маргарита верит в гениальность романа и его автора. Учитель: Как Маргарита борется за любовь? Ученики: глава 19 – диалог – говорит решительно. Согласилась даже на сделку с дьяволом. Учитель: Что главное в характере Маргариты? Вспомните сцену после бала. (глава 24 с. 273) Любовь | Гордость | Соглашается на предложение Воланда стать хозяйкой бала Сатаны | Не дает ей слабости просить о помощи, готова закончить жизнь, если нет с ней рядом Мастера. Именно это и покоряет Воланда. |
9.Любовь и гордость присущи прообразу Маргариты – жене Булгакова – Елене Сергеевне Шиловской. (доклад ученика по статье Р.Киреева «Булгаков: «Ты совершишь со мной мой последний полет») Возможный вариант: песня А.Розембаума «На плантациях любви». Как соотносится прозвучавшая песня с судьбой Булгакова, мастера? Ученики: песня о Музе-вдохновительнице. Учитель: До появления в жизни Михаила Афанасьевича Елены Сергеевны в романе не было ни Мастера, ни Маргариты. Черновые названия романа были следующие: «Консультант с копытом» и другие. Все они были связаны с нечистой силой. Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему роман называется «Мастер и Маргарита»?»
10. Заканчивая наш урок, хочется сказать, что в романе есть нота трагизма: покой и независимость дарованы героям там, в ином мире, роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось им ненужным, он сам им не нужен; так же оказался отвергнутым свои м временем и современниками Иешуа, сам Булгаков. Но любовь торжествует в романе: она дает силы Маргарите, она прощает и спасает. Любовь в художественном мире Булгакова является высшей ценностью. Роман имеет два основных варианта прочтения: поверить всему фантастическому, принять это как реальность – или отнести все загадочное на счет массового психоза, гипноза. В эпилоге Булгаков дает «реальное» объяснение всему происшедшему, официальную точку зрения. И здесь каждый из нас выберет версию по своей вере. Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»Опубликовано 03.02.2012 г.
-
|