Главная\Документы\Для учителя русского языка и литературы При использовании материалов этого сайта - АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Урок по русской литературе на тему: "Особенности древнерусской литературы"(лекционный материал для учащихся 8 классов) Разработку урока предоставила: Стерликова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы (вторая категория), ОСШ №32 г. Караганды (Казахстан), email: sterlikovan@rambler.ru Урок 1 Цель:
- показать своеобразие и многожанровость древнерусской литературы, определить её значение для современности;
- дать понятие об основных принципах изображения человека в древнерусской литературе, формировать целостное понятие об эпохе;
- прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.
ХОД УРОКА. - Организационный момент.
- Сообщение темы, цели, плана урока.
- Основная часть.
1)Лекция с элементами беседы. Сегодня мы знакомимся с истоками русской литературы – древнерусской литературой. - Как вы думаете, для чего мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что даёт эта литература современным читателям? Долгое время, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни… И вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения… Запись: Летопись – это произведение далёкого прошлого, «описание лет». Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Но воспринять искусство древности непросто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современным произведениям. Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? Запись: Заголовок: Особенности древнерусской литературы. Древнерусская литература возникла в X веке в связи с принятием христианства на Руси. Древняя Русь X – XI вв. была одной из самых могущественных держав в Европе. Единое раннефеодальное государство наших предков складывалось вокруг Киева и Новгорода. Запись: Принятие христианства при Владимире Святославиче в 988г. укрепило политические, экономические, культурные связи древнерусского государства с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей и другими европейскими странами. В то время русский и болгарский языки лишь незначительно отличались друг от друга. Из Болгарии в Древней Руси была заимствована азбука, которую создали ещё в IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий, уроженцы города Солуни. По имени создателя Кирилла азбука получила название кириллицы. Запись: В IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку, которая получила название кириллицы. С появлением азбуки грамотность становилась достоянием всех слоёв общества, Писать и читать умели не только высокопоставленные лица и служители церкви, но и простолюдины. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами при раскопках в Новгороде. В Древней Руси книга была рукописной. Рукопись изготавливалась из особым образом выделанной кожи – пергамента. Написанные листы сшивали в сборник, который переплетали в деревянные доски, обтянутые кожей или тканью. По свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь киноварью, заставочный писец – заставки и буквицы, живописец иконный – миниатюры. Златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец оформляли оклад. Книжные переплёты украшались драгоценными камнями. Из этого можно заключить, что книга пользовалась на Руси любовью и почётом. В одной из древних рукописей говорится: «От книжных слов приобретаем мы мудрость. Они ведь реки, напояющие вселенную, они источники мудрости, в книгах несчётная глубина, ими мы в печали утешаемся…» Уже первые памятники письменности Киевской Руси отличаются глубиной содержания и совершенством формы. Как могли появиться такие зрелые произведения в самом начале существования древнерусской литературы? Они появились потому, что в Древней Руси уже существовала богатая устная народная словесность. На XI – XIII вв. приходится расцвет древнерусской культуры. Строятся города, создаются нарядные княжеские палаты и величественные соборы. Во Владимире, Новгороде, Пскове, Суздале, Киеве, Чернигове до сих пор сохранились здания, построенные в XI – XIII вв. По мере развития экономики, культуры и просвещения в древнерусском государством появлялось всё больше рукописных книг. Это были и переводы древнегреческих, древнеримских и византийских авторов, и книги по истории, географии, естествознанию; романы, сборники легенд и сказок. Запись: Самая древняя из дошедших до нас книг – Остромирово евангелие, переписанное дьяконом Григорием в 1056-1057 годах. Запись: Заголовок: Древнерусские литературные жанры XI – XII веков. Церковные: - Проповедь (поучение) – назидательнаяречь религиозного характера.
- Хождение – описание путешествий к святым местам.
- Житие – биография и подвиги святых, прославление их духовных качеств.
Светские: - Историческая повесть.
- Историческое сказание.
- Летописи.
Кроме переводных произведений создавались исторические труды – летописи. Летописцы не только фиксировали то, чему сами были свидетелями, но и стремились воссоздать общую картину прошлого Русской земли. Запись: Первым летописцем был монах Киево-Печёрского монастыря Никон. Жизнь его была полна бурных событий, он активно участвовал в политической борьбе против Киевских князей. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, в 1073г., он составил летопись. Труд Никона продолжили другие. В течение нескольких десятилетий создавалась многими авторами грандиозная по охвату исторических событий летопись «Повесть временных лет» (временных – минувших). В начале XII в. все записи были сведены в единое целое летописцем Киево-Печёрского монастыря Нестором. До нас дошла эта повесть переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев. Запись: В 1073г. монах Никон создал «Повесть временных лет», которая была дополнена монахом Нестором, а затем доработана монахом Сильвестром. О «Повести временных лет» пойдёт речь на следующем уроке. Урок 2 «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» КАК НАЧАЛО РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ.
Цель: - познакомить с историей создания и изучения древнейшей из дошедших до нас русских летописей;
- проанализировать отрывки из повести, отметить особенности стиля;
- прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.
ХОД УРОКА. - Организационный момент.
- Сообщение темы, цели, плана урока.
- Основная часть.
1)Продолжение лекции. Доска: «Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевъ нача перье княжити, и откуда русская земля стала есть». - так торжественно начинается древний летописный свод. Запись: «Повесть временных лет» - древнейшая из дошедших до нас русских летописей. Она повествует о возникновении древнерусского государства, о его первых князьях – Игоре, Ольге, Святославе, Владимире. Запись: По своему составу летописный свод включает различные жанры литературы той эпохи – повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания. Перед летописцем стояла грандиозная задача: написать историю русского государства как часть всемирной истории. Повесть отличается своеобразным юмором и художественностью, искусством диалога и рассказа, стремлением показать историю Руси на фоне мировых событий. 2) Раздаточный материал. Из похвалы князю Ярославу и книгам (Отрывок из «Повести временных лет) Велика бо бываеть полза отъ учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей… (Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…) Владимир Мономах - Великий князь Киевский (1053 – 1125). Из «Поучения» Владимира Мономаха Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь… В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей. Если же вам придётся крест целовать, то, поверив сердце своё, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою. Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. Если забудете это, то почаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не стыдно будет, и вам будет хорошо. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ Для чего мы изучаем произведения древнерусской литературы? | Как отразилось на культуре Древней Руси принятие христианства? | Расскажите, какими были книги в Древней Руси. | Назовите создателей азбуки. | Что такое летопись? | Перечислите жанры древнерусской литературы. | Кто является авторами летописей? | Как называется самая древняя из дошедших до нас книг? | Как создавались летописи? | О чём рассказывает «Повесть временных лет»? | Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? | О чём говорит в своём «Поучении» Владимир Мономах? | Урок по русской литературе на тему: "Особенности древнерусской литературы"
Опубликовано 01.10.2011 г.
-
|