Главная\Документы\Для классного руководителя При использовании материалов этого сайта - АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танце Материалы предоставила: концертмейстер II квалификационной категории детского образцового ансамбля танца « Радость», г. Набережные Челны Зенн Лилии Владимировны email: lia.rambler@rambler.ru На протяжении моей 10-летней работы в качестве концертмейстера детского хореографического коллектива, я пришла к выводу, что качественный подбор музыкального материала и хорошее сопровождение хореографической композиции на музыкальном инструменте далеко не все требования предъявляемые к концертмейстеру хореографического ансамбля в современное время.
Что же нужно знать и уметь современному концертмейстеру, и, что может еще дать хороший музыкант-профессионал, чтобы достичь желаемого результата в творческом тандеме с педагогом-хореографом? Анализируя этот важный и всеми нами, концертмейстерами и педагогами-хореографами, обсуждаемый вопрос, я пришла к соответствующему выводу, что наряду с первостепенной задачей концертмейстера детского хореографического коллектива осуществлять соответствующий аккомпанемент данной танцевальной композиции, но и наиважнейшая часть работы концертмейстера заключается также в следующем: - научить детей слышать и слушать музыку, понимать ее и любить;
- развивать эмоциональную выразительность детей, тем самым помогать и содействовать в творческой работе педагога-хореографа.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности. Несмотря на большое количество школ и студий танцев, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами. Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим и развить свою эмоциональную выразительность. Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни. Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами. На занятиях хореографией и портерной гимнастикой в детском образцовом ансамбле танца «Радость», педагоги, прежде всего, стремятся развивать музыкальную и эмоциональную выразительность детей в танце, учат их координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучают с детьми основные позиции и положения рук и ног в танце.
Мною были разработаны музыкально- игровые занятия для дошкольников с целью облегчить труд педагога хореографии и помочь детям понять танец и музыку, под которую танцуют. Эта музыкально- игровая деятельность включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество и является составной частью танцевального занятия подготовительного обучения разработанного специально для малышей. Приведу некоторый небольшой перечень музыкально-игровых упражнений, которые мы используем на своих занятиях: 1. «Угадай-ка» Слышите как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры: птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик и т. д. А теперь поиграем в «Угадай мелодию». 2. «Тик-так» Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли. Полька 2/4, вальс 3/4 . Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать. 3. «Повторяй-ка» Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами. 4. «Поиграем в тишину» Что такое пауза и как её просчитать. 5. «Слушаем и рассказываем» Слушаем Вальс Доги к кинофильму « Мой нежный и ласковый зверь ». Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор? Анализируем музыкальное произведение. Какой характер, темп и размер ( сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце) 6. «Маленькие фантазии» Что вы представляете, когда слушаете эту музыку? Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер ¾ В качестве завершения урока и пройденного материала слушаем новое незнакомое музыкальное произведение, дети самостоятельно анализируют и танцуют все вместе. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные произведения. Урок заканчивается ритмичными хлопками и поклоном. На занятиях хореографии во время наших музыкальных 5-ти минуток, которые я провожу во время перерыва, я знакомлю детей с историей возникновения танца, который танцуют дети в данный момент, а так же с особенностью ритмической структуры данного музыкального сопровождения. Цель музыкальных 5-ти минуток на уроках хореографии: - Раскрытие творческих способностей ребенка в танце посредством глубокого и осмысленного восприятия музыкального произведения.
- Помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала.
- На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце.
Музыкально-танцевальные игры: «Ветерок» Этюд, способствующий вентиляции легких. Упражнение выполнять стоя и сидя. Условия - в полную силу грудной клетки набрать воздух (вдох), задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и расслабиться. Затем повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в конце этюда, т.е. происходит постепенная релаксация у детей до полного расслабления мышц лица. Виннипух с Пяточком в гости к Кролику идет Игровая ситуация: Кролик сидит в своей норке и ждет гостей, Винни-Пуха и Пяточка, которые по неизвестной причине опаздывают. Его музыкально-пластические действия: - посмотрели вправо, повернув голову и корпус, вернулись в исходное положение (прямо);
- посмотрели влево, вернулись в исходное положение;
- никого не увидели (поднимаем плечи, затем разводим руки в стороны), на лице - недоумение (брови приподняты, губы опущены вниз). От расстройства «плачем», прикрыв лицо ладонями (пальцы слегка разводим). Делая вид, что плачем, качаемся из стороны в сторону, затем сверху вниз и громко «рыдаем». Затем разводим руки в стороны перед собой (как бы общаясь со зрителями). «Не верите? Да вы присмотритесь, у меня текут слезы!» Для этого поднимаем указательный палец правой руки (остальные пальцы собраны в кулак), наклоняем голову то вправо, то влево, одновременно показываем «слезную дорожку», проводя пальцем от края глаза к губам. Собираем слезы сначала в левую ладошку, затем в правую - получаются две горстки «слез», даже боимся их расплескать. Но взмахом обеих рук мы изображаем капли дождя, разбрызгивая «слезы» (активно шевелим кистями поднятых рук), и в конце этюда подставляем стопы «дождю», размахивая руками и ногами.
Этот этюд - шутка решает двойную задачу:различные движения сочетаются с эмоциями, характерным настроением, помогают детям развивать музыкальную и эмоциональную выразительность на танцевальных занятиях и не разрушают способность ребенка играть и верить в то, во что они играют. Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку. В музыкально-танцевальных играх дети часто создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. Для этого педагогами-хореографами и концертмейстерами разработаны специальные музыкально-хореографические этюды, такие как «Паровозики», «Пингвины», «Котята», «Лягушки» и т.д. Музыкальное сопровождение танцевальных занятий в детском образцовом ансамбле танца «Радость» играет не только прикладную роль, но и имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса. Подбору музыкальных произведений концертмейстер уделяет особое серьезное внимание, так как хорошо и правильно подобранный музыкальный материал помогает и способствует развитию эмоциональной и музыкальной выразительности на занятиях хореографии. В процессе рабочих моментов используются также видео- и аудиозаписи, благодаря наглядности и эмоциональному воздействию музыки они способствуют более лучшему усвоению учебного материала и помогают более ярко представить конечный результат к которому стремится педагог на своих занятиях. Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся первого года обучения (дети 4-х лет) : - характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;
- динамические оттенки в музыке (форте, пиано),
- характер исполнения (легато, стаккато)
- строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение;
- музыкальная и эмоциональная выразительность в танце.
Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. Разумеется в первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся ещепредъявить невозможно. Концертмейстер тщательно отбирает музыкальные произведения для танцевальных композиций, которые должны быть доступны и понятны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и квадратную форму. Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца. Вместе с тем, слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений. Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время танцевального занятия. Для переключения внимания, во время короткого отдыха от физической нагрузки, педагог объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, грусть, удивление, размышление и т.д.) Осознавать это помогают игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно-грустно, вкусно-невкусно, весело-страшно, интересно-неинтересно, любопытно-безразлично и т.п. Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить детей с анатомией частей тела - суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более ярко раскрывать свою эмоциональную выразительность в творчестве, развивать музыкальность в танце, осознанно усваивать танцевальный материал и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а в последствии при изучении нового танцевального репертуара. В процессе второго и третьего года обучения дошкольников хореографии полученные ранее понятия расширяются и закрепляются. Характер музыки Дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движении и пластике на занятиях партерной гимнастике. Определенное время, в конце каждого занятия педагог уделяет внимание музыкально-танцевальным импровизациям, что способствует более яркому раскрытию и развитию музыкальной и эмоциональной выразительности малышей в творчестве и танцевальных выступлениях на концертных выступлениях. Темп Выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения. Строение музыкальной речи Дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало окончания части, периода, предложения, фразы и акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притоп, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.) Метроритм Дети учатся воспринимать сильную и слабые доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а так же на слух определять музыкальные размеры 2/4, ¾, 4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах. Музыкально-танцевальные импровизации Усвоив понятие «жест» и усвоив его значение в танце, дети переходят к отработке различных жестов - указательных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоциональное состояние ( радость, печаль, раздумье и пр.) Третий год обучения продолжает закрепление пройденного материала на более сложных примерах. Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Учащиеся должны определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш, русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку. Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задания на определение (на слух) затактового построения. Дети должны уметь самостоятельно начинать движение из затакта и в такт, вступать в коллективное движение «каноном» в различных ритмах и темпах, с различным интервалом. К понятию «жест» добавляется понятие «поза»; начинается изучение поз классического танца. На завершающем этапе начального обучения малыши должны передавать с помощью мимики и жестов, то, что они слышат и чувствуют в музыке. Исполняются небольшие пластические этюды с воображаемыми предметами (надувание шарика, игра с мячом). Развитию эмоциональной и актерской выразительности послужат сценки подражания повадкам животных (этюды «кошка», «петух», «лошадка», «лягушка» и др.) Упражнения для развития памяти и внимания Детям предлагается посмотреть на предмет и затем, отвернувшись, подробно его описать. От раза к разу дети успевают рассмотретьпредмет за более короткий отрезок времени, а описывают его более подробно. Таким образом, развивается визуальная память и концентрация на конкретном предмете. Для развития звукового внимания даются задания определить шумы и звуки внутри зала, за дверью в коридоре, на улице, в соседнем помещении и затем выделить из массы звуков именно те, которые присущи указанному месту. Можно попытаться угадывать конкретные звуки, степень их дальности, анализируя их характер. Полезно давать задания на быстрое переключение внимания с одного предмета на другой (с ближнего на дальний и наоборот). Например: рука, туфли, окно, дверь и т.д. Интересным для детей будет переключение внимания с зрительного на слуховое или осязательное. Например: зеркало, звук с улицы, ткань костюма, фортепиано, линии ладони и т.д. Такие упражнения, являющиеся азбукой актерского мастерства, в игровой форме научат детей концентрировать внимание, сосредотачиваться, когда это необходимо и развивают музыкальное и эмоциональное восприятие у малышей на танцевальных занятиях. Занятия в детском образцовом ансамбле танца "Радость"помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Основные методические приемы для развития музыкальности и эмоциональной выразительности на занятиях хореографии: - выразительное исполнение музыкального материала;художественное и словесное вступление перед слушанием музыки;
- образное сравнение и объяснение с музыкальным персонажем поможет правильно и выразительно его выполнить;
- музыкальные игры помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей;
- музыкально-ритмические упражнения учат детей ориентироваться в пространстве, закрепляет основные виды движений, способствует освоению основных элементов танцев.
Из этого следует, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. С помощью специальных упражнений для развития музыкальности и эмоциональной выразительности возможно развить и воспитать те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Таким образом, с первых дней занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо начинать с развития эмоциональной выразительности, а также музыкальности, что в свою очередь способствует успешной работе, а сам процесс занятий приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. ЛИТЕРАТУРА 1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40. 2.Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. – 180 с. 1.Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997 2.Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003 3.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961. 4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». М.: Музыка, 1961. – 10 с. 5. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-48. Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танцеОпубликовано 20.02.2011 г.
-
|